СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Как эффективно подготовить ребенка к школе.
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей.
Выделяют три основных линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
во-первых, это общее развитие: развитие памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, т.е. производить некоторые действия в уме;
во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Сосредоточить внимание на том, что не вызывает непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
в-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.
Виды готовности ребенка к школе
Психологи выделяют отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Под физической готовностью понимают общее физическое развитие ребенка: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 – 7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений; 2) желание учиться; 3) управление своим поведением; 4) владение приемами умственной деятельности; 5) проявление самостоятельности; 6) отношение к товарищам и взрослым; 7) отношение к труду; 8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Понаблюдайте за ребенком и решите как часто и проявляются описанные ниже качества:
1. В физическом развитии и восприятии
· ловкость, уверенность, смелость в движениях,
· равновесие на перекладине,
· умение ловить и бросать мяч,
· умеет ли правильно брать карандаш, используя большой и указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом,
· соблюдает ли границы при раскрашивании,
· умеет ли расстегивать и застегивать пуговицы и молнию без посторонней помощи,
· умеет ли вырезать ножницами простые фигуры,
· если ребенку больно, он реагирует адекватно или преувеличенно,
· может ли находить на картинке правильные формы,
· умеет ли правильно в пространстве найти источник звука.
2. В познавательной сфере (мышление, речь, воображение, внимание, память)
· понимает ли ребенок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может ли он передавать содержание просто, но правильно (по смыслу)
· умение понимать простые причинно-следственные связи,
· может ли ребенок узнавать и называть основные цвета и формы,
· проявление интереса к буквам и цифрам, к чтению и счету, хочет ли он написать свое имя или другие простые слова,
· умеет ли считать и определять простые числа, например, на кубике из игр,
· запоминание имен других людей (детей и знакомых взрослых), стихов и песен,
· как говорит ребенок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих,
· говорит ли полными предложениями и может ли описать, что случилось (событие или переживание),
· когда он что-то мастерит, вырезает, лепит, рисует, работает ли с концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость, когда что-то не получается,
· может ли ребенок заниматься каким-либо одним делом хотя бы 10-15 минут и доводит ли его до конца,
· играет ли он увлеченно один в свои игрушки на протяжении более длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации,
· получается ли у него выполнить простое задание тщательно и как следует.
3. В эмоциональной и социальной сфере
· развито ли у ребенка доверие к себе и своим способностям,
· выражает ли он свои чувства адекватно ситуации,
· удавалось ребенку иногда преодолеть свою боязливость,
· может ли он ждать обещанного или исполнения желаемого,
· умение на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких или знакомого взрослого, к которому испытывает доверие,
· может ли ребенок сам (без помощи взрослого) отстаивать себя в трудной ситуации,
· рад ли он, что скоро пойдет в школу,
· любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания других, реагирует ли он адекватно на спорные ситуации,
· понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре,
· может ли он самостоятельно завязать контакты с другими детьми,
· умеет ли ребенок в конфликтных ситуациях быть настроенным на позитивное решение.
Если большая часть признаков готовности к школе проявляется редко, то ребенку будет трудно адаптироваться к школе и успешно учиться в ней. Посвятите год перед школой подготовке к ней. Неверно считать, что только интеллектуальное развитие (умение читать, считать), поможет ребенку учиться. Достижения в интеллектуальной сфере являются частью готовности ребенка к школе. Общение с ребенком, воспитание волевых, физических качеств, развитие ручной умелости (резание бумаги, аппликация, лепка, написании простых графических линий), поддержка желания сделать что-то самостоятельно помогут быть успешным в школе.
НОВОСТИ: