Вторник, 19.03.2024, 12:09
Приветствую Вас, Гость

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 
 

Как эффективно подготовить ребенка к школе.

       Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей.

       Выделяют три основных линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

       во-первых, это общее развитие: развитие памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, т.е. производить некоторые действия в уме;

       во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Сосредоточить внимание на том, что не вызывает непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

       в-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

       Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.

Виды готовности ребенка к школе

       Психологи выделяют отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

       Под физической готовностью понимают общее физическое развитие ребенка: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 – 7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

       В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

       Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

       Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

       В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений; 2) желание учиться; 3) управление своим поведением; 4) владение приемами умственной деятельности; 5) проявление самостоятельности; 6) отношение к товарищам и взрослым; 7) отношение к труду; 8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Понаблюдайте за ребенком и решите как часто и проявляются описанные ниже качества:

1.      В физическом развитии и восприятии

·        ловкость, уверенность, смелость в движениях,

·        равновесие на перекладине,

·        умение ловить и бросать мяч,

·        умеет ли правильно брать карандаш, используя большой и указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом,

·        соблюдает ли границы при раскрашивании,

·        умеет ли расстегивать и застегивать пуговицы и молнию без посторонней помощи,

·        умеет ли вырезать ножницами простые фигуры,

·        если ребенку больно, он реагирует адекватно или преувеличенно,

·        может ли находить на картинке правильные формы,

·        умеет ли правильно в пространстве найти источник звука.

2.      В познавательной сфере (мышление, речь, воображение, внимание, память)

·           понимает ли ребенок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может ли он передавать содержание просто, но правильно (по смыслу)

·           умение понимать простые причинно-следственные связи,

·           может ли ребенок узнавать и называть основные цвета и формы,

·           проявление интереса к буквам и цифрам, к чтению и счету, хочет ли он написать свое имя или другие простые слова,

·           умеет ли считать и определять простые числа, например, на кубике из игр,

·           запоминание имен других людей (детей и знакомых взрослых), стихов и песен,

·           как говорит ребенок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих,

·           говорит ли полными предложениями и может ли описать, что случилось (событие или переживание),

·           когда он что-то мастерит, вырезает, лепит, рисует, работает ли с концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость, когда что-то не получается,

·           может ли ребенок заниматься каким-либо одним делом хотя бы 10-15 минут и доводит ли его до конца,

·           играет ли он увлеченно один в свои игрушки на протяжении более длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации,

·           получается ли у него выполнить простое задание тщательно и как следует.

3.      В эмоциональной и социальной сфере

·        развито ли у ребенка доверие к себе и своим способностям,

·        выражает ли он свои чувства адекватно ситуации,

·        удавалось ребенку иногда преодолеть свою боязливость,

·        может ли он ждать обещанного или исполнения желаемого,

·        умение на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких или знакомого взрослого, к которому испытывает доверие,

·        может ли ребенок сам (без помощи взрослого) отстаивать себя в трудной ситуации,

·        рад ли он, что скоро пойдет в школу,

·        любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания других, реагирует ли он адекватно на спорные ситуации,

·        понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре,

·        может ли он самостоятельно завязать контакты с другими детьми,

·        умеет ли ребенок в конфликтных ситуациях быть настроенным на позитивное решение.

Если большая часть признаков готовности к школе проявляется редко, то ребенку будет трудно адаптироваться к школе и успешно учиться в ней. Посвятите год перед школой подготовке к ней. Неверно считать, что только интеллектуальное развитие (умение читать, считать), поможет ребенку учиться. Достижения в интеллектуальной сфере являются частью готовности ребенка к школе. Общение с ребенком, воспитание волевых, физических качеств, развитие ручной умелости (резание бумаги, аппликация, лепка, написании простых графических линий), поддержка желания сделать что-то самостоятельно помогут быть успешным в школе. 

источник : Кустикова Ольга Леонидовна
педагог-психолог

 

НОВОСТИ:

1. Страничка (Блог) нашего педагога-психолога Хрулевой Л.А. 

2. Семинар-практикум «Игры и упражнения по сенсорному развитию детей дошкольного возраста» от 28.01.2015

3. Семинар-практикум «Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников».от 17.03.2015. Психолог ДОУ №195, Листопад Оксана Владимировна.

4.Семинар-практикум.«Импульсивное поведение детей дошкольного возраста». Педагог – психолог МБДОУ ЦРР ДС № 194, Ольга Ивановна Фишер