Главная » Статьи » Рекомендации родителям » Психология ребенка |
Голодинская Н. В. Черепанова С.А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Правильная речь – один из показателей готовности
ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения, так как письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить речевые нарушения
у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в
дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок -
подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему
учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и
интеллектуальные возможности. В
последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с особенностями развития. Нарушение речи -
достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. В
структуру дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи входит первичное
недоразвитие всех компонентов языковой системы: нарушение звукопроизношения, несформированность
фонематических процессов и грамматического строя речи, бедность словарного
запаса. У данной группы детей наблюдается
вторичное недоразвитие высших психических функции: восприятия, памяти,
внимания, так же низкая
работоспособность, чрезмерная расторможенность, снижен темп формирования
произвольной деятельности. Психомоторное развитие отстает от нормы: страдает
общая , артикуляционная и мелкая моторика. Учитывая
данные нарушения, педагоги дошкольных
учреждений находятся в постоянном поиске эффективных приемов и методов
коррекции речи. Для компенсации речевого дефекта необходимо взаимодействие и
преемственность в работе всех
специалистов ДОУ и социального окружения детей. Комплексное педагогическое
воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития
ребенка. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется понимание
структуры и природы расстройства, осмысленный
нестандартный подход в работе,
постепенное формирование у ребенка прочных речевых навыков. С помощью специальных приемов педагоги
формируют у ребенка мотивацию, волевые качества, делая это непринужденно и в
игровой форме, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Одной из форм работы с данной категорией детей в группах с тяжелыми
нарушениями речи является непосредственно образовательная деятельность с
привлечением нескольких специалистов (учителя-логопеда, музыкального
руководителя, инструктора ФИЗО). НОД является итогом коррекционно-
педагогической деятельности за определенный период обучения поэтому проводится как
тематическая (один раз в месяц ) , с использованием компьютерных технологий. Для
компенсации речевых нарушений используются разные виды доступной дошкольникам
деятельности: изобразительная, конструктивная, хороводные игры с пением,
подвижные игры. Поскольку в этом возрастном периоде у детей неустойчивое
внимание, то НОД со сменой деятельности наиболее эффективна для развития
способностей дошкольников. В процессе совместной деятельности дети учатся
общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи,
совершенствованию разговорной и обогащению словарного запаса. Интегрированная
деятельность-сложная по насыщенности, требует систематической предварительной работы, тесному
взаимодействию специалистов, в том числе взаимодействию учителя - логопеда и
музыкального руководителя. Музыка является
средством эстетического, нравственного, умственного воспитания детей. Она
способствует формированию и развитию двигательных навыков, ритмических способностей,
эмоционально-волевых качеств. Основные
задачи: ·
развитие
слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха; ·
развитие
основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической
стороны речи; ·
формирование
правильного речевого дыхания, изменение силы и высоты голоса; ·
обогащение
музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными
произведениями; ·
обогащение
активного словаря дошкольников с ТНР по разработанным учителем-логопедом
лексическим темам; ·
развитие
навыков игры на детских музыкальных инструментах. Учитывая
особенности детей с тяжелыми нарушениями речи,
в совместной деятельности используются упражнения для развития основных
движений, мелкой моторики, ориентировки в пространстве, распевки на автоматизацию
звуков. По
мере речевого развития ребенка усложняется лингвистический материал – от
пропевания отдельных гласных звуков до участия детей в театральных
инсценировках, играх-драматизациях, музыкальных сказках. Традиционно
в дошкольном учреждении проходят
праздники и развлечения, в которых дети с тяжелыми нарушениями речи, становятся полноправными участниками.
Праздничный репертуар подбирается с учетом речевых возможностей ребенка, но основная
нагрузка в подготовке праздников ложится на детей подготовительной к школе
группе. За
время пребывания дошкольников в ДОУ совместными усилиями педагогов и родителей проводится
большая работа по развитию творческих задатков детей. Выпускники групп компенсирующей направленности
достигают значительных результатов в интеллектуальном и речевом развитии. Об
этом свидетельствуют успешные выступления дошкольного коллектива на районных и городских
мероприятиях. Воспитанники участвуют в конкурсе «Хрустальная капель», занимая
призовые места. Традиционно
проводятся календарные праздники (Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, Масленица,
День смеха) организуются развлечения. Особенно любимы детьми Рождественские
гулянья. Ежегодно организуются выходы на предприятия (шефы детского сада КХП
им. Григоровича, магазин «Родничок»). Ребята, колядуя, поют веселые частушки, с пожеланиями здоровья хозяевам. Взрослые с
удовольствием ждут и одаривают маленьких артистов. В
результате регулярной художественно - досуговой
и музыкально-игровой деятельности у детей происходит положительная перестройка
двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем, а также воспитание
эмоционально-волевых качеств, что оказывает благоприятное влияние на личность
ребенка в целом. | |
Просмотров: 1252 | |