Понедельник, 28.05.2018, 04:03
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Рекомендации родителям » Психология ребенка

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Голодинская Н. В.

Черепанова С.А.



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения, так как  письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить речевые нарушения у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с  особенностями развития. Нарушение речи - достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. В структуру дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи входит первичное недоразвитие всех компонентов языковой системы: нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов и грамматического строя речи, бедность словарного запаса. У данной группы детей  наблюдается вторичное недоразвитие высших психических функции: восприятия, памяти, внимания,  так же низкая работоспособность, чрезмерная расторможенность, снижен темп формирования произвольной деятельности. Психомоторное развитие отстает от нормы: страдает общая , артикуляционная и мелкая моторика.

Учитывая данные нарушения,  педагоги дошкольных учреждений находятся в постоянном поиске эффективных приемов и методов коррекции речи. Для компенсации речевого дефекта необходимо взаимодействие и преемственность в работе  всех специалистов ДОУ и социального окружения детей. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития ребенка. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется понимание структуры и природы расстройства, осмысленный  нестандартный  подход в работе, постепенное формирование у ребенка прочных речевых навыков.  С помощью специальных приемов педагоги формируют у ребенка мотивацию, волевые качества, делая это непринужденно и в игровой форме, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Одной из форм работы с данной категорией детей в группах с тяжелыми нарушениями речи является непосредственно образовательная деятельность с привлечением нескольких специалистов (учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО). НОД является итогом коррекционно- педагогической деятельности за определенный период обучения поэтому проводится как тематическая (один раз в месяц ) , с использованием компьютерных технологий. Для компенсации речевых нарушений используются разные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная, конструктивная, хороводные игры с пением, подвижные игры. Поскольку в этом возрастном периоде у детей неустойчивое внимание, то НОД со сменой деятельности наиболее эффективна для развития способностей дошкольников. В процессе совместной деятельности дети учатся общаться друг с другом, что способствует закреплению навыков инициативной речи, совершенствованию разговорной и  обогащению словарного запаса. Интегрированная деятельность-сложная по насыщенности, требует  систематической предварительной работы, тесному взаимодействию специалистов, в том числе взаимодействию учителя - логопеда и музыкального руководителя.

 Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания детей. Она способствует формированию и развитию двигательных навыков, ритмических способностей, эмоционально-волевых качеств.

Основные задачи:

·        развитие слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха;

·        развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны речи;

·        формирование правильного речевого дыхания, изменение силы и высоты голоса;

·        обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;

·        обогащение активного словаря дошкольников с ТНР по разработанным учителем-логопедом лексическим темам;

·        развитие навыков игры на детских музыкальных инструментах.

Учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями речи,  в совместной деятельности используются упражнения для развития основных движений, мелкой моторики, ориентировки в пространстве, распевки на автоматизацию звуков.

По мере речевого развития ребенка усложняется лингвистический материал – от пропевания отдельных гласных звуков до участия детей в театральных инсценировках, играх-драматизациях, музыкальных сказках.

Традиционно в дошкольном учреждении  проходят праздники и  развлечения, в которых дети  с тяжелыми нарушениями речи,  становятся полноправными участниками. Праздничный репертуар подбирается с учетом речевых возможностей ребенка, но основная нагрузка в подготовке праздников ложится на детей подготовительной к школе группе.

За время пребывания дошкольников в ДОУ совместными усилиями педагогов и родителей проводится большая работа по развитию творческих задатков детей.  Выпускники групп компенсирующей направленности достигают значительных результатов в интеллектуальном и речевом развитии. Об этом свидетельствуют успешные выступления дошкольного коллектива на районных и городских мероприятиях. Воспитанники участвуют в конкурсе «Хрустальная капель», занимая призовые места.

Традиционно проводятся календарные праздники (Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, Масленица, День смеха) организуются развлечения. Особенно любимы детьми Рождественские гулянья. Ежегодно организуются выходы на предприятия (шефы детского сада КХП им. Григоровича, магазин «Родничок»). Ребята, колядуя, поют веселые частушки,  с пожеланиями здоровья хозяевам. Взрослые с удовольствием ждут и одаривают маленьких артистов.  

В результате регулярной художественно - досуговой  и музыкально-игровой деятельности у детей происходит положительная перестройка двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств, что оказывает благоприятное влияние на личность ребенка в целом. 

Категория: Психология ребенка | Добавил: mdou (03.03.2014)
Просмотров: 899 | Рейтинг: 5.0/1