Пятница, 26.04.2024, 04:50
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Январь » 18 » Рекомендации учителя-логопеда Макуриной Е.В.
13:29
Рекомендации учителя-логопеда Макуриной Е.В.

 

Учитель-логопед  Макурина Е.В.

 

                На наших фронтальных логопедических занятиях дети в игровой форме пополняют свой словарный запас, учатся правильно употреблять лексико - грамматические категории родного языка (образование мн. ч., уменьшительно – ласкательной формы существительных, правильное употребление предлогов), развивают связную речь (пересказывают рассказы, придумывают свои рассказы и сказки, составляют описательные рассказы). На занятиях по формированию фонематического слуха учатся выделять заданный звук из ряда других звуков, определять место звука в слове, делить слова на слоги, развивать  графомоторные  навыки.

Рекомендации учителя-логопеда  родителям детей с речевыми проблемами:

  • Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
  • Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
  • Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
  • Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
  • Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
  • Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.  Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.
  • Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже   поддается коррекции.

Речевая азбука для родителей

  • Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребёнка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
  • Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя «взрослые» слова. Не позволяйте ребёнку говорить быстро.
  • Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребёнка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нём пчела. От вас зависит, будет ли развиваться ваш ребёнок.
  • Главные составляющие  красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.
  • Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать  воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!).
  • Если ребёнку исполнилось 5-6 лет, он обязательно должен уметь говорить фразами
  • Жесты дополняют нашу речь. Но если ребёнок вместо речи часто пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Побуждайте ребенка  говорить.
  • «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т. е. к норме. Присмотритесь к ребёнку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).
  • Иллюстрации в детских книгах, соответствующие  возрасту ребёнка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображён на них; пусть ребёнок отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? почему? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.
  •  

Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка:

  • Нормы звукопроизношения:    3 - 4 года - [с], [з], [ц] уже должны правильно произноситься;

                                                             4 - 5 лет - [ш], [щ], [ч], [ж];

                                                             5 - 6 лет -  [л], [й] ,[р]

  • Леворукость - не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания, Это может привести к возникновению неврозов и заикания!
  • Мелкая моторика - так обычно называют движения кистей  и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребёнка. Это игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.
  • Нельзя заниматься  с ребёнком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятия и в том случае, если ребенок чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова  - после 2 лет, фраза - после 3.
  • Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).
  • Режим дня очень важен для ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если ребёнок плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать натуральные масла, обладающие успокаивающим эффектом.
  • Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, чётко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
  • Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения.
  •  Умственное развитие неотделимо от   речевого,  поэтому,  занимаясь с ребёнком,  нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.
  •  

НА ЧТО ВЛИЯЕТ  ПРАВИЛЬНОЕ  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:

  • НА  ПОЛНОЦЕННОЕ ОБЩЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМИ
  • НА ГРАМОТНОЕ ОВЛАДЕНИЕ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ
  • НА САМООЦЕНКУ И  РАЗВИТИЕ ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

Просмотров: 469 | Добавил: mdou | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]